Педагогический университет при поддержке Фонда развития Омской области им. С.И. Манякина создает безбарьерную образовательную среду.

24 мая в Омском государственном педагогическом университете состоялось рабочее совещание по реализации проекта «Безбарьерная образовательная среда». В нем приняли участие исполняющий обязанности ректора ОмГПУ Геннадий КОСЯКОВ, декан факультета психологии и педагогики ОмГПУ Андрей АСРИЕВ, депутат Законодательного собрания, президент Фонда развития Омской области имени С.И. Манякина Степан БОНКОВСКИЙ, а также преподаватели и студенты университета.

Сегодня для большинства молодых людей с инвалидностью возможность получить высшее образование является недостижимой мечтой. Многие в рамках среднего образования занимаются дома, оторваны от сверстников, не социализированы, поэтому не верят в свои силы и возможности. Между тем, преподаватели вуза уверяют, что ничто не мешает таким ребятам поступать в вузы и учиться. А впоследствии и работать.

— Ключевой проблемой является именно трудоустройство. Причем, не просто позволяющее человеку прокормить себя, например, шить варежки, а дающее возможность нормально социализироваться, самореализоваться, получать удовлетворение от жизни. Именно исходя из этого нужно строить все интеграции людей с инвалидностью в наше общество, — рассказал Андрей АСРИЕВ и добавил, что сегодня у инвалидов мало возможностей устроиться работать по профессиям, предполагающим высшее образование.

Собственно, сама система образования может стать областью для трудоустройства инвалидов. Но для этого человек сначала должен получить высшее образование, причем, не по системе удаленного доступа.

— Мы сегодня готовы принимать людей с инвалидностью, образовывать. Такой опыт у нас есть. Организовать в университете такую подготовку позволят современные инновации. При этом нецелесообразно переоборудовать целиком весь университет. Можно создать опорную образовательную площадку, на которой человек сможет обучаться по любой из 120 специальностей, представленных в университете. Это просто: современный университет предполагает обучение по технологии «один человек – одно устройство».

Обучающийся физически находится в опорной аудитории на первом этаже, которая оборудована всем необходимым, и в то же время при помощи современных технических устройств участвует в лекции, проходящей на втором или третьем этаже или даже в другом корпусе. Для этого преподавателю достаточно включить смартфон. Студент может не только слышать лекцию, но и задавать вопросы, общаться с преподавателем.

Опорная площадка может дать возможность получать образование людям, которые об этом еще не думают. Кроме опорной площадки в университете создано психолого-педагогическое сопровождение инклюзивных студентов. Факультет психологии имеет возможность его организовать, поскольку там работают специалисты, подготовленные педагоги.

Декан факультета психологии и педагогики отметил, что инклюзивная среда в среднем образовании постепенно начинает развиваться, в частности, новые школы строятся уже приспособленные к приему детей-инвалидов. Конечно, их в регионе очень мало, но это уже кое-что. Также проблемой являются социальные, административные и другие барьеры. Если подавали заявки в прошлый раз в ОмГПУ шесть ребят с инвалидностью, то в итоге пришла учиться только одна девочка.

— Мы должны встречать человека, что называется, на подходе, т.е. за два — три года до поступления в вуз. Большая проблема в том, что люди с инвалидностью старшие классы школы не оканчивают, они переходят на домашнее обучение, не стремятся сдавать ЕГЭ и вообще не планируют ничего. Нужно показать, что они могут получить высшее образование, — уверен декан.

Сегодня для реализации проекта сделано немало. Уже созданы программы психолого-педагогического сопровождения. В этом году ОмГПУ готов приступить к обучению десяти и более студентов с инвалидностью (в дальнейшем планируется, что их количество будет увеличено до 20 и более). В вузе уже начали создавать условия, отвечающие требованиям открытого образовательного пространства, — оборудовали туалет, пандус, высвободили площадку для социального такси, подготовили две аудитории. Но еще многое предстоит, следующим шагом должно стать материальное оборудование опорной площадки. В связи с этим декан обратился к президенту Фонда имени С.И. Манякина Степану БОНКОВСКОМУ с просьбой о помощи. Андрей АСРИЕВ озвучил приблизительную сметную стоимость подготовки помещений, пандусов, подъездов, она составит 399 тысяч рублей.

Степан БОНКОВСКИЙ отметил, что организация готова помогать в решении этой задачи:

— Ваш университет является пионером в данном деле, ведь только пять-десять процентов вузов по всей стране адаптированы под обучение людей с инвалидностью. Мы будем активно помогать. Сейчас ведем переговоры с омским землячеством в Москве.

Депутат Заксобрания отметил высокую социальную значимость данного вопроса для всего региона, ведь люди с инвалидностью живут не только в Омске, но и в сельской местности, и для большинства из них приехать в город учиться – практически нереально. Президент Фонда напомнил, что областное правительство выделяет много грантов, которые также могут помочь в реализации этого проекта. Он подчеркнул, что такой полезный опыт нужно активно тиражировать.

Геннадий КОСЯКОВ отметил весомую роль факультета психологии и педагогики в реализации данного проекта и подчеркнул, что сегодня, когда вуз создает безбарьерую образовательную среду, любая помощь будет желанна. В этом году вуз планирует сделать заявку в министерство образования и науки РФ на 800 тысяч рублей, которые пойдут на получение оборудования для создания конференц-связи в аудиториях.

http://kvnews.ru/news-feed/omgpu-sozdal-ploshchadku-dlya-obucheniya-invalidov