1edcb00dfa63555a3d575b854e3f2d2eЕщё лет 20 назад детей с особенностями развития пытались отделить от тех, кто обучался в обычных школах или посещал детский сад. Однако с тех пор многое изменилось – благодаря усилиям властей и передовым педагогическим практикам. На днях в Красноярске прошёл фестиваль лучших практик, на котором психологи и педагоги рассказали об опыте реализации инклюзивного образования. В рамках дискуссий они обсудили социальную инклюзию, проблемы формирования инклюзивной культуры и адаптации детей с особенностями развития.

Говоря языком педагогов, сегодня на смену малоэффективной сегрегации пришла инклюзия. По сути, она подразумевает развитие общего образования, которое должно быть доступно для всех и учитывать различные нужды всех детей.

Организаторы фестиваля подчёркивали: это длительный и масштабный процесс, и на это нужно время. Дети и взрослые с повышенными потребностями уже принимают активное участие в общественной, спортивной, культурной жизни города.

Светлана Алехина, директор Института проблем инклюзивного образования (г. Москва), рассказала «МК»:

– Инклюзивность зависит от многих факторов – социально-экономических, культурных. В этом отношении Красноярск – большая столица огромного края, где есть своя политика. Здесь приняты серьёзные решения муниципалитета по поводу финансирования реализации этой задачи в школах. Организовано психолого-, медико- и педагогическое сопровождение в школах, которым всегда гордился край.

Подтверждением этому служит такая статистика. В городе для обучения особых детей созданы условия в 35 школах и 44 детских садах. Для ребят открываются так называемые ресурсные классы, оборудуются сенсорные комнаты, логопедические кабинеты, приобретается специализированное развивающее оборудование. За несколько лет число «спецучеников» увеличилось в несколько раз. Например, если в 2011 году школы посещало около 560 детей, то в этом учебном году их количество превысило две тысячи.

Одной из площадок, где инклюзия внедряется на протяжении трёх лет, стала школа № 151. Среди двух тысяч школьников, 40 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Для них в качестве площадок открыта сенсорная комната, применяется песочная терапия, работают два педагога-психолога и логопед. Установлена ортопедическая мебель – специальные стулья и парты. Оборудован специальный спортзал.

Кабинет сенсорного развития, наверное, самый творческий. В нём есть игровые элементы для тактильных ощущений, релаксации. Балансирующие платформы, на которых нужно держать равновесие, интерактивные панели, благодаря которым дети распознают звучание природных явлений и действий предметов.

– Мы, конечно, исходим из индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Хочу сказать большое спасибо родителям и администрации школы, – говорит педагог-психолог Мария Маликова.

Её мнение поддерживают специалисты, говоря о том, какое огромное значение в этом процессе имеет отношение родителей особенных детей.

Благодаря внедрению инклюзивных практик в Красноярске дети и взрослые с повышенными потребностями принимают активное участие в общественной жизни.

 

http://kras.mk.ru/articles/2017/04/12/v-krasnoyarske-sostoyalsya-festival-inklyuzivnykh-praktik.html