Знаем – Можем!

Равные возможности каждому

Инвалид по слуху и зрению получил образование и нашёл призвание в Приморье

Опубликовано

Фото: АиФ

Фото: АиФ

Он проводит часы за компьютером в библиотеке, чтобы осуществить давнюю мечту.

Медленно и кропотливо старается воспроизвести сложные очертания памятников родного города. Повторить в рельефной графике творения скульпторов. Штрих за штрихом. На досуге увлекается чтением классики, фотографированием, любит слушать музыку. Как обычный человек. При этом каждое движение стоит ему огромных усилий. Сергей НОВОЖЕЕВ родился здоровым ребёнком, помнит этот мир в отчётливых звуках и цветах. Он постепенно терял зрение и слух, к этому прибавились проблемы с опорно-двигательным аппаратом. О его судьбе узнали в 2015 г, когда он напечатал свой рассказ в электронном журнале «Наш собеседник». По данным последней переписи, подобных ему людей в России – 2200 человек. Корреспондент «АиФ-Приморья» встретилась в Сергеем в Приморской краевой библиотеке для слепых.

Не думал о плохом

– Сергей, почему вы назвали свой рассказ «Бросаю вызов природе»?

– В детстве любил прогулки, целыми днями пропадал на улице. Нравилось бродить в одиночестве в уединенных местах и размышлять. Любовался всем, что окружало меня: небом, солнцем, растительностью. Часами наблюдал за птицами и насекомыми. В общем, наслаждался жизнью. Если вдруг замечал птицу со сломанным крылом, мне становилось не по себе. Стал понимать, что жизнь не только прекрасна, но и трудна. Так уж устроена природа – сильные побеждают слабых. Поэтому, столкнувшись с препятствием, я упорно старался любым способом преодолеть его. Раньше было больше возможностей, чем сейчас. С каждым годом здоровье ухудшается. Но если сидеть и ничего не делать, природа одержит победу. Этого я не могу допустить!

– Вы не переставали учиться, это достойно восхищения.

– Первые годы посещал обычную среднюю школу, тогда я уже носил слуховой аппарат, начинались проблемы со зрением. Благодаря стараниям учительницы, осваивал предметы. Во время уроков она клала передо мной учебник с выделенными простым карандашом задачкой или упражнением, и я легко их выполнял. Некоторые одноклассники помогали мне. Помню, как девочка по имени Наташа, списывала мне в дневник задание с доски. В школу приходил самостоятельно, учился и играл с ребятами во время перемен. Дети быстро привыкли ко мне. Старался не думал о плохом и делал то, что у меня получалось. Уроки по музыке посещал с неохотой… Сидел и ничего не понимал!

– Вы учились в Артёмовской школе-интернате для слепых и слабовидящих. Какие остались воспоминания?

– Случается, мною овладевала печаль, что прошли те времена. Учителя и воспитатели были очень добры и внимательны к нам. Сначала меня отправили в класс, где учились слабовидящие дети. Но я с трудом разбирал даже крупный шрифт. Меня перевели в класс, где учились слепые. Не скрою, был очень расстроен. Смирившись, быстро освоив систему Брайля, стал свободно учиться вместе с новыми друзьями. Посещал в библиотеку, брал интересные книги и тайком прятал их под кровать. Ночью, пока все спали крепким сном, тихо читал книги под одеялом. Но больше всего мне понравился школьный каток. По ровному ледяному полю я мчался со всех ног в коньках, заранее одетых ещё в здании. Чувствовал в себе силу и свободу! Если бы не здоровье, я, наверное, стал бы конькобежцем.

Нехитрая работа

– Как учителя помогли вам адаптироваться к новой реальности?

– По своей воле я вернулся из интерната, и со мной на дому занимался незрячий преподаватель Виталий Александрович. Каждый раз он предлагал мне сыграть несколько партий в шашки. А в центре реабилитации слуха меня научили свободно общаться с людьми. Педагог Анна Николаевна с помощью специального оборудования читала мне стихотворения, отрывки из книг известных авторов, полезные советы из газет. Я должен был повторять за ней слово в слово. В итоге занял первое место по посещаемости центра. Когда чувствовал в себе достаточно сил, самостоятельно приезжал в школу на Магнитогорской неподалеку от предприятия Всероссийского общества слепых. Слепая женщина Тамара Андреевна вела русский язык и литературу, а зрячая Алла Васильевна, учила меня алгебре, химии и физике. Кроме брайлевских учебников, освоил рельефно-графические карты и глобусы, портреты советских писателей, таблицу Менделеева и многое другое. Так и окончил школу. Любимые школьные предметы: прибор для письма по брайлю и грифель и сейчас лежат у меня.

– Вы нашли свою стезю, работая в библиотеке?

– Как-то читая журналы «Наша жизнь» и «Школьный вестник», обнаружил в них вложенные пластиковые рельефно-графические рисунки. Заметил, что если рисунок выпадет из какого-нибудь журнала, надо потом долго искать, что к чему. Так появилась идея собирать рисунки в отдельные папки и распределять по категориям. Однажды директор библиотеки Елена Кислицина предложила мне заняться проектом для слабовидящих «Памятники Владивостока». Грандиозный замысел! Для начала установил на компьютере программу «Фотошоп» и углубился в её изучение. Постепенно стал создавать рисунки на мониторе: проводил чёрные полосы и круги, придавая сходство с оригиналом. Прежде чем нарисовать памятник, я посещаю вместе с мамой историческую достопримечательность, изучаю, трогаю руками, запоминаю все подробности, фотографирую. Готовые рисунки в библиотеке распечатываем на термобумаге, создавая рельефно-графических вариант. Вот и вся моя нехитрая работа! Надеюсь, что книга получится интересной и полезной – ведь не все инвалиды могут выходить на улицу и осматривать город.

Музыка без слов

– Каким должен быть город, чтобы люди с ограничением по здоровью могли чувствовать нём комфортно?

– Владивосток, к сожалению, нельзя назвать городом удобным для инвалидов. Много проблем до сих пор остаются нерешёнными. Программа «Доступная среда», работает плохо и медленно. Никто не спрашивает, чего бы мы хотели, не хватает внимания со стороны местных властей и руководителей организаций. Например, в парке «Минный городок», который заброшен много лет назад, сильно разбиты дороги. Отсутствуют лестницы и поручни. Во время прогулки, мне приходится потратить много сил, чтобы преодолеть эти развалины! Вдобавок, вокруг бежит канализация. Гулять больше негде, близко только разгромленный парк.

Собираясь на работу в библиотеку, прошу маму проводить меня на остановку и посадить на автобус №2. Стоим на остановке и ждём… Проходит полтора часа и ни одной «двойки»! Часто возвращаемся домой ни с чем. Хочется, чтобы во Владивостоке создали приложение для смартфонов, с помощью которого можно узнать, где находится нужный автобус и когда подойдет. Каждый маршрут должен иметь свой определенный участок, так инвалиду легче ориентироваться в пространстве. Вот если бы у нас были самоуправляемые автомобили… Увы, об этом можно только помечтать!

– Вы поклонник классической литературы?

– Мои любимые писатели: Пушкин, Булгаков, Тургенев, Майн Рид, Жюль Верн, Александр Дюма, Джек Лондон и многие другие. Ещё люблю слушать музыку, просто музыку без слов. Пользуюсь смартфоном со встроенным речевым синтезатором. Люблю рисовать, вдыхать морской воздух и слушать шум волн. Занимаюсь хозяйством по дому:  убираю, готовлю еду, поливаю цветы. Стараюсь жить нормальной человеческой жизнью.

Елена ЖУКОВА

ДОСЬЕ

Сергей Новожеев родился в 1981 г. во Владивостоке. Создаёт рельефно-графические пособия к книгам и учебникам для слабовидящих людей. Его детище – специализированный проект «Памятники Владивостока». Автор тематической выставки рельефно-графических пособий «Памятники второй мировой войны», «Знаки воинской доблести», «Техника Великой Отечественной войны». Это многоформатные альбомы, в которых представлена краткая информация, напечатанная по брайлю и плоскопечатным шрифтом, а также фотографии и рельефные изображения.

http://www.vl.aif.ru/society/invalid_po_sluhu_i_zreniyu_poluchil_obrazovanie_i_nashyol_prizvanie_v_primore

Новости

Новости партнеров

Новости школ


Медицина