Согласно закону об образовании, право на обучение на дому предоставляется тем детям, которые не могут ходить в школу из-за паралича, серьезных кожных заболеваний, эпилепсии, не поддающейся медикаментозному контролю, тяжелых форм сердечной и почечной недостаточности и других заболеваний из специального перечня.

На практике 60% детей с инвалидностью учатся дома не потому, что их родители действительно этого хотят, а из-за того, что школы не могут обеспечить им очное обучение.

Поэтому они учатся на дому по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, на которую ребенка направляет врач. В начале учебного года родители пишут заявление о предоставлении образовательных услуг. На дом приходят учителя из школы и иногда специалисты, отвечающие за конкретный коррекционный блок, — психологи, логопеды, сурдо- и тифлопедагоги.

По закону родители детей, которые учатся на дому, могут в любой момент перейти на обучение в классе по обычной или адаптированной программе.

По стандартам, школы должны предоставлять детям, которые учатся дома, 21 час в неделю с первого по четвертый класс, для учеников старших классов это время увеличивается.

Родители отмечают, что в домашних условиях у детей не хватает мотивации.

В 2016 году организация «Глазами матери» создала в Коломне инклюзивный детский клуб «Кудрявый ежик», куда ходят 36 семей, в которых есть дети с инвалидностью. Два года назад в центре оборудовали помещение, чтобы там могли учиться дети по специальной индивидуальной программе развития. Чаще всего это общие представления о математике, письме, окружающем мире — без строгих дисциплин, но чтобы дети могли учиться и усваивать новую информацию.

Сейчас инклюзивный класс посещают шесть человек. К ним приходят учителя из разных школ, занятия проходят четыре раза в неделю и длятся от двух до четырех часов (45 минут — урок, 15 минут — перемена) в зависимости от возможностей ребенка. Пока педагог работает с одним учеником, другие дети посещают индивидуальные консультации, коррекционные занятия, мастер-классы и логоритмику. Потом они меняются.

В перерывах специалисты проводят занятия для детей в больших и малых группах. Сейчас эти специалисты — сами родители и волонтеры. В 2020 году, когда у проекта был президентский грант, работали приглашенные специалисты: дефектолог, психолог, специалист по сенсорной интеграции или АФК и преподаватель ручного труда.

Сейчас занятия ведут только учителя и специалисты по альтернативной коммуникации и сенсорной интеграции — проект пока не получил новой грантовой поддержки. С проектом также сотрудничают студенты — они проводят праздничные мероприятия и практические занятия под руководством специалистов центра и преподавателей вуза. Родители своими силами оборудуют кухню и помещение под проект социально-бытовой коммуникации, чтобы дети учились полностью обслуживать себя в быту.

Источник