Ежегодный конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» объединяет лучшие инклюзивные практики и образовательные технологии с 2013 года и проводится в целях анализа существующей практики инклюзивного образования в образовательных организациях Российской Федерации, повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, а также с целью распространения позитивного педагогического опыта в сфере инклюзивного образования.

Организаторами конкурса стали Министерство просвещения Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», РООИ «Перспектива» и Ассоциация инклюзивных школ.

На основании Положения конкурса к участию приглашаются образовательные организации, реализующие наравне с основными образовательными программами адаптированные основные образовательные программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, использующие в своей практике инклюзивные подходы в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями. К участию в конкурсе не допускаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные школы).

Конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» проводится в два этапа:

  • региональный этап (сроки подачи заявки на участие – не позднее 20 сентября 2021 г.)
  • федеральный этап состоит из двух частей: заочной (проводится с 20 сентября по 15 октября) и очной (проводится с 18 по 22 октября в Москве).

Основные задачи проведения конкурса:

аккумулирование и анализ существующих практик инклюзивного образования в образовательных организациях Российской Федерации;

привлечение внимания педагогического сообщества к включению детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования;

привлечение внимания общественности и средств массовой информации к развитию инклюзивного подхода в образовании.

Жюри будет отбирать участников первого (регионального) этапа для дальнейшего участия по следующим критериям:

  • вариативность образовательных программ в образовательной организации;
  • наличие программ (подраздела в программе) развития инклюзивной образовательной среды;
  • наличие успешного опыта образования обучающихся с разными образовательными потребностями на всех уровнях общего образования;
  • наличие форм и средств индивидуализации образовательного процесса обучающегося;
  • наличие программ вовлеченности родительского сообщества в жизнь образовательной организации;
  • наличие форм (программ) психолого-педагогического сопровождения;
  • наличие программ внеучебной работы и дополнительного образования, ориентированных на вовлеченность всех субъектов образовательного процесса, включая обучающихся с разными образовательными потребностями;
  • обеспечение доступной образовательной среды (архитектурная доступность,
  • наличие специализированных технических средств обучения, развивающее
  • пространство образовательной организации, наличие педагогов, прошедших
  • обучение методам и технологиям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, наличие специалистов психолого-педагогического сопровождения);
  • взаимодействие с другими образовательными организациями субъекта Российской Федерации, социальными партнерами, родительскими и общественными организациями по вопросам развития инклюзивного образования.
  • Источник