Детей, которые подолгу лежат в больнице, надо учить, но как это делать? Школы при крупных больницах существуют, но здесь всё иначе – не как в обычной школе. Начиная от таких, казалось бы, технических деталей, как невозможность жесткого расписания, и заканчивая спецификой эмпатии. Учитель не может не сопереживать страданиям ребенка – а значит, и его эмоциональное выгорание будет другим. Термин «госпитальная педагогика» появился совсем недавно, эта область мало исследована, учителя и директора госпитальных школ сталкиваются со множеством методических и организационных проблем. К их решению подключились студенты Инобра: на площадке «УчимЗнаем» прошли защиты двух первых студенческих исследований по этой теме.
«УчимЗнаем» – федеральный проект, возникший на базе московской школы № 109, его флагманская площадка — Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Сегодня в него входят школы в других больницах Москвы и нескольких городах России.
Пять студентов программы «Экономика и управление образованием» работали над двумя проектами, они вели исследование в Центре детской гематологии и беседовали с директорами и сотрудниками других площадок проекта «УчимЗнаем». В рамках первого исследовательского проекта была предложена организационная схема открытия госпитальных школ в регионах и описаны навыки, которыми должен обладать педагог такой школы. На основе кейсов студенты искали алгоритм: в какой последовательности и что нужно делать, чтобы открыть в своем регионе школу при больнице. Предложили собственную классификацию учителей, с которыми встречались — «педагог-друг», «педагог-классик» — и разбирали типичные трудности и риски для тех, кто работает с больными детьми.
Второй проект анализирует рынок труда и особенности подбора учителей для госпитальных школ: студенты непосредственно участвовали в закрытии педагогических вакансий флагманской площадки «УчимЗнаем» и пришли к выводу, что нужны специальные инструменты оценки и отбора специалистов. Они предложили примеры входных тестов для соискателей и сформулировали идеи, как проводить собеседования, писать объявления и использовать механизмы хедхантинга.
«В новом учебном году стартуют новые прикладные и исследовательские проекты, потому что это востребовано госпитальными школами и интересно Инобру», – говорит Гульшат Суханова. Для студентов это тем более интересный вызов, потому что «тема очень мало изучена как в России, так и за рубежом. Студенты буквально по крупицам собирают материалы, которые можно изучить и на которые можно опереться. Поэтому здесь – огромный простор для исследований».
Видеозапись защиты можно посмотреть здесь.
В 2020 году набор впервые будет вестись на объединенную программу «Доказательное развитие образования» – в нее вошла, в том числе, программа «Экономика и управление образованием». Прием документов начнется 22 июня. Подробности здесь.