Третий выпуск  «Инклюзии в вопросах и ответах» был посвящен частным индивидуальным вопросам, которые задавали участники «Осенней школы» Педсовета и вебинара с участием старшего преподавателя кафедры Специального (дефектологического) образования АНО ВО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) Игоря Горностаева. Многие вопросы касались организации учебного процесса в классах, например, должен ли педагог вести отдельный журнал на ребенка с ОВЗ или как быть, если дети с ОВЗ сидят в общеобразовательных классах без тьюторского сопровождения – может это быть инклюзивным обучением? Как совместить программу общеобразовательную с программой для учащихся с ОВЗ?

Подобные вопросы – сфера ответственности местных региональных органов управления и директоров образовательных организаций, именно они должны решать все моменты организации учебного процесса и включения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в обычные классы.

Инклюзивное образование

Академические задолженности. Повторное обучение. Перевод из корекционной школы в общеобразовательную

Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование по адаптированным основным общеобразовательным программам в образовательных организациях, в которых создаются специальные условия (ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Прием на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.

Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т.д.

В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

Если у обучающегося в 3 классе образовалась академическая задолженность и он её не ликвидировал, а родители не хотят оставлять ребенка на повторный год обучения, а рекомендаций ПМПК нет?

В соответствии с ч. 9 ст. 58 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Законодательство не предоставляет иных возможностей выхода из сложившейся ситуации, кроме указанных выше. В случае отсутствия рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии на обучение по адаптированным образовательным программам, родители обязаны выбрать одну из двух оставшихся возможных траекторий – повторное обучение либо обучение по индивидуальному учебному плану.

Имеют ли право родители (законные представители) перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы, где ребенок занимался по программе VII вида, в обычную общеобразовательную школу?

Коррекционные учреждения VII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

В п. 28 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288, содержалось правило, согласно которому перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

В настоящее время в вопросе о переводе учащегося из специального (коррекционного) образовательного учреждения (отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу, – в терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ) в общеобразовательную организацию необходимо руководствоваться следующим:

В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Пока порядок такого перевода не принят.

Как следует из пункта 1 части 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ и указанных выше положений выбор формы получения ребенком основного общего образования и формы обучения осуществляется родителями (законными представителями) с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Деятельность данной комиссии регулируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082. Комиссия, в частности, готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

В связи с изложенным считаем, перевод обучающегося из отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу (в терминологии прежнего законодательства: специального (коррекционного) образовательного учреждения), в обычную общеобразовательную школу по инициативе родителей (законных представителей) формально допускается Федеральным законом № 273-ФЗ.

Однако при таком переводе надо учитывать необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ). Представляется, что такие условия отсутствуют в рядовой общеобразовательной организации, не реализующей адаптированные образовательные программы для данной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Представляется, что администрация общеобразовательной организации, в которой по адаптированной образовательной программе обучается данный ребенок, должна провести подробную разъяснительную беседу с родителями (законными представителями), в которой объяснить необходимость использования специальных педагогических подходов для их ребенка с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей, что не всегда возможно в рамках рядовой общеобразовательной организации.

Кроме того, надо иметь в виду, что реализация инклюзивного образования не должна нарушать права других обучающихся на получение общего образования.

В связи с этим, представляется, что исходя из интересов ребенка перевод из отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, в рядовую общеобразовательную организацию возможен при условии создания в ней специальных условий для получения образования согласно особенностям организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (часть III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).

У моего сына аутизм, ему осенью этого года идти в школу. Слышала, что согласно новым СанПиНам моего сына должны взять в обычный класс. Так ли это?

Исходя из новых санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения обучающихся с ОВЗ (СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ, далее – СанПиН) , дети с РАС могут обучаться только в условиях инклюзии. Однако надо понимать, что инклюзия – это не только обучение в среде сверстников без ОВЗ. Инклюзией считается и включение детей с определенными нарушениями развития в среду сверстников с иными нарушениями (отличными от нарушений этих детей), но имеющих сходные образовательные потребности. Обучение в среде сверстников без ОВЗ, исходя из федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598), предлагается для обучения ребенка с РАС по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС.

Второй вариант программы также может реализовываться в среде сверстников без ОВЗ. Однако возникает организационный вопрос. Обучение в начальной школе по 2-му варианту программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет. Как школа будет обеспечивать обучение в среде сверстников без ОВЗ, если программа  их обучения рассчитана на 4 года?

Обратимся к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015). Согласно его нормам учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, могут обучаться совместно с учащимися с задержкой психического развития, а учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью, могут обучаться совместно с обучающимися с умственной отсталостью, но не более одного ребенка в один класс.

Если сопоставить нормы Порядка с требованиями СанПиНа, то получается, что ребенок с РАС по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС может обучаться в классе для детей с ЗПР (СанПиН предусматривает, что класс для детей с ЗПР по 2-му варианту программы составляет не более 12 обучающихся, что соответствует требованиям к общей наполняемости класса при включении в него обучающихся с РАС). Отметим также, что обучение детей с ЗПР по 2-му варианту образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет за счет введения первого дополнительного класса. Это также подтверждает цель законодателя: ребенок с РАС по 2-му варианту программы включается в класс для детей с ЗПР (обеспечиваются пролонгированные сроки обучения).

Что касается 3-го варианта образовательной программы для детей с РАС, то сопоставление норм Порядка и СанПиН предполагает включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе. Обучение также предполагает пролонгированные сроки и для обучающихся с умственной отсталостью, и для обучающихся с РАС (в соответствии с федеральными стандартами).

Аналогично получается вывод и об обучении детей с РАС по 4-му варианту образовательной программы. Ребенок с РАС в таком случае включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.

Таким образом, включение ребенка с РАС в обычный класс реально осуществимо только при наличии заключения ПМПК об обучении по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС. При этом СанПиН устанавливает ограничения общей наполняемости класса: не более 20 обучающихся при включении в класс одного обучающегося с РАС, не более 15 – при включении в класс двух обучающихся с РАС.

В остальных случаях инклюзия может быть иного характера. В класс для детей с ЗПР включаются не более двух обучающихся с РАС с заключением ПМПК об обучении по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС. Такой класс может быть организован в обычной школе. Дети с РАС по 3-му варианту включаются в класс для детей с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями), а по 4-му варианту – в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) при соответствующих заключениях ПМПК.

Необходимо отметить, что при наличии ресурсов и желания регионы могут организовывать обычные классы с численностью 12 обучающихся, в которые включать детей с РАС по 2-му варианту. Однако представить это в реальности трудно.

Какой документ об образовании должен выдаваться по новому закону ученику, заканчивающему специальную (коррекционную) школу VIII вида?

Прежде всего, следует отметить, что новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», как впрочем, и прежний Закон РФ «Об образовании» не предусматривает специального выделение пронумерованных видов специальных (коррекционных) школ. Согласно сложившейся практике специальные (коррекционные) школы VIII вида реализуют адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью. Создание отдельных образовательных организаций для таких детей предусматривается и в Федеральном законе № 273-ФЗ (ч. 5 ст. 79).

Согласно частям 4 и 6 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ документ об образовании установленного образца выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и подтверждает получение общего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

Обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации, следовательно, выдаваемые им по окончании обучения по таким программам документы не являются документами об образовании, а являются документами об обучении (ч. 1 ст. 60).

Согласно ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минобрнауки России (на момент подготовки данной консультации указанные подзаконные нормативные правовые акты Минобрнауки России еще не приняты). Фактически статус данного свидетельства об обучении соответствует статусу свидетельств об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и свидетельств об окончании специального (коррекционного) класса образовательного учреждения.

Лица, получившие такие свидетельства об обучении, юридически не могут быть отнесены к лицам, имеющим соответствующий уровень общего образования, а, следовательно, не могут поступать для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования.

Между тем, согласно ч. 9 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. Требования наличия основного общего или среднего общего образования при приеме на программы профессионального обучения Федеральным законом № 273-ФЗ не устанавливается.

Профессиональное обучение лиц с ОВЗ

Я работник приемной комиссии колледжа, у нас проводится профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Возник вопрос – нужно ли просить справку ПМПК, что им рекомендовано адаптированное профессиональное обучение? У некоторых абитуриентов есть инвалидность, у некоторых ее нет. В справке об инвалидности не указан диагноз, соответственно, мы не знаем, нужно ли данному абитуриенту обучаться в специализированной группе, но у них у всех есть свидетельство об обучении (VIII вид).

Проблема с определением образовательной программы, условий для обучения при профессиональном обучении граждан с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) действительно существует. Вот некоторые пути ее решения:

1. «Обучающимся с ОВЗ» признает ученика психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) (ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Однако в соответствии с Положением о ней ПМПК осуществляет свои функции исключительно в отношении несовершеннолетних. (Предложения о том, чтобы расширить категории граждан, которым ПМПК дает рекомендации по обучению, неоднократно вносились в уполномоченные органы, однако были отклонены.) В такой ситуации для подтверждения того, что гражданин является обучающимся с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий для обучения, можно рекомендовать образовательным организациям, реализующим образовательные программы профессионального обучения, руководствоваться теми заключениями ПМПК, которые были выданы гражданам ранее достижения возраста 18 лет. Фактически таким подтверждением является документ, свидетельствующий об обучении по общеобразовательной программе, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (например, свидетельство об обучении в школе VIII вида).

2. Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР, с 1 января 2016 года – ИПРА).

Таким образом, для определения того, чему и в каких условиях должен обучаться профессии (профессиональным навыкам) обучающийся с ОВЗ, имеющий инвалидность, закон предписывает обращаться к ИПРА. ИПРА, в свою очередь, содержит раздел «Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации», в котором предписано указать рекомендации по условиям организации обучения, по трудоустройству, условиям труда, по оснащению специального рабочего места.

3. Что касается обучающихся с ОВЗ, не имеющих инвалидности, – вопрос остается открытым. Законодатель не урегулировал такие ситуации. Представляется целесообразным образовательной организации устанавливать локальным актом порядок подтверждения нуждаемости такого обучающегося в обучении по адаптированной образовательной программе. Это может быть комиссионное заключение, принятое на основании изучения имеющихся документов об образовании, ранее выданного заключения ПМПК, тестирования или собеседования с поступающим на обучение.

4. На практике разделы ИПРА о профессиональной реабилитации/абилитации заполняются крайне формально, непрофессионально. Если рассматривать опыт Москвы, то как раз психолого-педагогический консилиум образовательной организации дает рекомендации о том, по какой образовательной программе целесообразно обучаться молодому человеку с ОВЗ, какие специальные условия для обучения должны быть созданы. С этими рекомендациями молодой человек обращается (в определенном порядке) в бюро медико-социальной экспертизы для внесения рекомендаций в ИПРА.